Модное направление, о котором « все знают»

 

 

В 1990-х годах  в России начала возрождаться педагогическая система Марии Монтессори (всемирно известного педагога, философа, антрополога). Люди, так или иначе узнавшие об этой системе не могут оставаться к ней равнодушными. Много сейчас в адрес Монтессори-педагогики звучит совершенно различных мнений, с разных точек зрения. Очень по-разному знакомы люди с этой системой сейчас.  
И процент  тех, кто действительно понимает, что же это за система и чем она замечательна , увы сравнительно не велик.

Дело в том, что Монтессори-педагогика — альтернатива повсеместно-существующей в нашей стране классно-урочной системе. Её философско-педагогические и методологические основы  в корне отличаются от тех основ, на которых большинство отечественных педагогов привыкло строить образовательный процесс
Принципиальное отличие этого метода  в том, что ключевая фигура учебного процесса — ребёнок. Ребёнок сам выбирает себе путь развития, а задача педагога — предоставить ему развивающую среду, которая отвечала бы всем познавательным потребностям ученика и учитывала бы возрастные особенности его развития. Педагог не поучает, а помогает ученику разобраться во всём многообразии представленных в среде материалов.
Монтессори-учитель дает ребёнку способы работы с материалом, который тот выбрал. Безусловно, весь процесс происходит под внимательным наблюдением педагога. Согласно наблюдениям за каждым ребёнком, педагог ведёт дневник, в котором отмечаются все вехи развития каждого ученика. Таким образом педагог может видеть динамику образовательного процесса и планировать, какие обучающие материалы могут понадобиться в среде в ближайшее время и почему.
Так же в дневнике педагог записывает важные моменты, касающиеся социального развития детей в группе и проводит занятия по актуальным для всех темам, касающимся социальных процессов в группе.
Главный метод работы педагога — это наблюдение. Ни педагог, ни родитель (в группах для маленьких детей) не должны вмешиваться в процесс работы ребёнка, если не уверены, что их вмешательство необходимо. Даже если ребёнок делает ошибку. Обычно это является темой разногласий с теми, кто привык к традиционной педагогике.
Однако, ошибка, которую делает ребёнок, берётся во внимание. Педагог анализирует, почему тот ошибается и предлагает ему материалы, которые поогают овладеть необходимыми навыками. Впоследствии ученик сам заметит свою ошибку и исправит ее.

Монтессори-педагоги считают, что важнее всего не просто дать ребёнку сумму знаний (как в обычной школе), но помочь ему развиться изнутри. Их задача — помочь ребёнку вырасти не просто эрудированным человеком, но целостной, гармоничной личностью, которая осознанно идет по своему пути.

Какие же моменты принципиальны в построении учебного процесса Монтессори-группы, что из себя представляет обучающая среда?
Очень важно логически правильное расположение материалов и зон в среде. Однако это далеко не всегда  учитывается  людьми, которые открывают группы, не выяснив, как ее (среду) строить..
Зонирование монтессори-среды помогают развитию различных каналов восприятия. Также это помогает формированию у детей чувства стабильности и надёжности окружающего пространства. В такой среде детки становятся спокойнее, постепенно уходят тревожность и недоверие. У малышей появляется доверие к окружающему пространству и уверенность в собственных силах.
Итак в хорошо построенной монтессори-среде должны присутствовать следующие зоны:

1.Зона причинно-следственных связей (зона манипуляций)
2.Зона упражнений в практической жизни (упражнения на отработку бытовых навыков, упражнения для работы с водой и упражнения для работы с сыпучими материалами
3.Зона развития крупной моторики
4.Зона развития сенсорных способностей
5.Зона развития речи
6.Зона развития мелкой моторики
 Принципиальным моментом так же является построение занятия таким образом, чтобы ребёнок мог спокойно погрузиться в работу с материалами среды. То есть занятие даже для самых маленьких деток должно включать в себя не менее 1-го часа свободной работы со средой Монтессори. Это очень важно! Нельзя прирывать работу ребёнка в среде ради проведения фронтальных занятий! Полтора часа по опыту большинства российских педагогов является тем временем, которого ребёнку для начала достаточно гармоничной настройки на работу, выполнения ряда интересных упражнений и, наконец, неторопливого завершения рабочего процесса. Повторяю, что главная цель походов в монтессори-группу — плодотворная, самостоятельная, конструктивная работа в среде  и выработка имения действовать совместно с остальной группой.

Еще очень важно, чтобы группа по составу была разновозрастной..Это один из факторов, помогающих выработать в ребёнке самостоятельность. Придя в группу, он будет наблюдать работу старших детей, брать с них пример гармоничного поведения (пример старшего ребёнка воспринимается младшим гораздо полнее, нежели нотации взрослого). Так же он может заинтересоваться работой с различными материалами, наблюдая работу старших, более опытных согруппников. Кроме того, попадая в много возрастной коллектив, ребёнок совершенно естественно проходит через различные социальные роли: вначале он всеми опекаемый младший, которому  многому еще нужно обучиться, затем он оказывается среди тех, кто уже может  сам опекать младших, но для которых еще есть авторитетные старшие дети, и, наконец, ребёнок становится одним из старших детей в группе. В этой роли он может выполнять ответственные организационные задания и помогать младшим. Старший ребёнок  имеет возможность в полной мере почувствовать свою ответственность за происходящее в группе, ощутить возможность повлиять на окружающие события.

Возможно,в этой статье  я представила несколько идеализированный образ того, что должно называться монтессори-группой. В реальной работе можно встретить великое множество различных ситуаций, но в работе любой группы педагог стремится прежде всего к тому, чтобы на каждом занятии дети ощущали гармонию, душевный подъем и сердечное тепло,  и чтобы потом несли их в жизнь.


 

TEXT.RU - 96.57%

Комментариев нет