Поведенческие зависимости, часть 5: покупкам нет конца

Одной моей знакомой психолог порекомендовала снимать стресс шопингом. Меня нисколько не удивляет ни сам совет - шопинг действительно может на какое-то время снать стресс, ни насмешливое возмущение моей подруги, которая не склонна тратить деньги на ненужные вещи только для того, чтобы временно поднять себе настроение. Да, в самом деле шопинг - давнее испытанное средство для снятия стресса. Но далеко не безобидное, если посмотреть на статистику зарубежных стран. И только низкий уровень зарплат большинства россиян все еще удерживает многих от этого новомодного недуга, известного специалистам как ониомания. В народе же людей, подверженных ониомани попросту называют шопоголиками. Как минимум каждый 10-й человек в развитых странах - шопоголик. Впрочем, эти данные, похоже, сильно преуменьшены.
Больше всего этому подвержены женщины. Они более внушаемы, поэтому именно на них рассчитывают большинство продавцов и рекламодателей. Впрочем, у мужчин имеются свои слабости - всевозможные гаджеты и технические новинки. Да и индустрия красоты и моды все больше вовлекает их в круг своих потребителей.
Вы уверены, что вам это не грозит? Возможно. Но вспомните свою самую первую покупку, сделанную под влиянием минутного настроения. Быть может вы пришли в магазин за одной вещью, а купили другую. А может ушли с целым ворохом покупок и лишь дома спохватились о том, что вашему бюджету нанесен серьезный урон. Хорошо, если это стало для вас уроком, и больше не повторялось. Но вот у вас появились "лишние" деньги, и так хочется себя чем-то порадовать, а реклама со всех сторон предлагает все новые и новые товары. И услужливые продавцы в магазинах готовы кажется часами льстить вам и убеждать в уникальности и необходимости своих товаров.
Конечно же страсть к покупкам подогревается теми, кому это выгодно. Еще совсем недавно достоинством товара считалась его долговечность и надежность. Сегодня производители больше не делают вещей, способных служить долгие годы, зато намеренно создают необоснованный ажиотаж вокруг новинок. Подогревание страсти к покупкам пагубно влияет не только на психику и качество жизни. Страдает экология. Подумайте, какие горы мусора растут из-за того, что от всего купленного хлама рано или поздно приходится избавляться.
Если вы попали в зависимость, поддавшись общему настроению, то избавиться будет не так уж сложно.
Научитесь вести учет своим расходам и разумно оценивать, что вам нужно на самом деле. Постарайтесь осознать, что чувство неловкости из-за того, что вы больше года пользуетесь одной и той же вещью большей частью вы сами же себе и внушаете. Подумайте, кому выгодно, чтобы вы испытывали эту неловкость? Откройте шкаф. Сколько в нем уже имеется вещей, которыми вы ни разу не воспользовались? Вспомните, что вы чувствовали, когда их покупали? Попробуйте присоединиться к всемирному дню без покупок, который вот уже 2 десятилетия отмечается перед началом рождественских распродаж.
Но, к сожалению. ситуация может оказаться гораздо хуже. Человек часто "уходит" в ониоманию, чтобы заглушить какие-то более существенные проблемы: сложности в семье, личные неудачи, неудовлетворенность работой, отсутствие любых иных радостей в жизни. Так что в особо тяжелых случаях необходимо найти истинную причину шопоголизма и не пренебрегать помощью хороших специалистов.

Комментариев нет