Проблемы обучения взрослых

Не учи ученого! (народная мудрость)
По данным мировой статистки в нашем мире всего лишь 4% всех людей работают по изначально выбранной ими профессии. Все остальные так или иначе меняют сферы своей деятельности. Можно было бы говорить о проблемах профориентации среди молодежи, но ведь жизнь всегда шире тех рамок, которыми мы пытаемся ее очертить. Предсказать, что произойдет с тобой через 5, 10 и более лет очень сложно. Тем более это тяжело в юности. Да и стоит ли человеку быть машиной, способной выполнять какую-то одну операцию? Тем более, что сегодня все машины так быстро устаревают!
Итак, большинству из нас приходится постоянно сталкиваться с проблемами переобучения, переподготовки, освоением новых сфер деятельности.
Ну что ж, на первый взгляд проблема не так уж трудна. Выбор тренингов и курсов сегодня огромен. А уж для того, чтобы успешно учиться у взрослого человека есть то, чего не достает школьнику: осознанная мотивация, самодисциплина, накопленные знания. Иными словами, взрослого, в отличие от ребенка, не надо заставлять, он сам сделает все возможное, чтобы научиться. Тем не менее, в обществе существует убеждение, что именно детям, а не взрослым учиться почему-то намного легче. И хотя авторитетные источники утверждают, что способность к обучению у здорового человека сохраняется до старости, существует немало примеров, когда взрослый еловек в самом деле сталкивается с проблемами обучения. Многие из этих проблем носят чисто психологический характер.
В детстве обучение часто воспринималось нами как психологическое давление. И в этом нет ниего удивительного, ведь обучение - это в какой-то мере отказ от существующего опыта в пользу опыта других людей, обесценивание этого личного опыта. Психологически это воспринимается как отказ от своей личности, своего "Я". В результате возникают психологические барьеры, человек неосознанно начинает сопротивляться такому отказу.
За годы жизни у человека накапливается большое количество так называемых психологических установок. Если говорить простыми словами, то установка - это привычный способ воспринимать,  оценивать события и действовать в определенной обстановке. В старинной итальянской сказке говорится про женщину, у которой была сильно изношенная юбка - ну просто уже всю ткань, имевшуюся в доме извела на заплаты! Однажды муж этой женщины добыл денег и купил ей новую юбку. Всю ночь обрадованная жена сидела за работой: вырезала кусочки из новйо юбки, чтобы залатать старую. Абсурд? Отнюдь! В жизни мы порой не замечаем, как продолжаем ставить вот такие "заплатки". Эта сказка показывает нам сразу два вида установок.
1. Операционные установки. Это когда человек в любых меняющихся обстоятельствах пытается действовать привычным способом. Женщина привыкла ставить заплатки, ее вроде уже не особо беспокоит сама юбка, были б руки заняты!
2. Целевые установки. Женщине предложили иную цель: надеть новую юбку. Но она упорно держится за старую цель: залатать. Ну что тут делать!
Наше подсознание стойко оберегает нас от любых стрессов. А все новое, непривычное - это стресс.
Так как же быть?
К счастью, установки все-таки меняются. Иначе в этом быстро меняющемся мире никто бы не выжил. Но потому-то мы, люди, и живы до сих пор, что у нас колоссальный потенциал приспособляемости к любой изменившейся обстановке.  
Ну что ж, будем жить, будем учиться, будем меняться и не будем пренебрегать психологическими тренингами и консультациями психологов!

Комментарии:


  • Эмма Эскендерова
    2013-05-27 14:01:43
    Не просто заставить некоторых людей не латать старую юбку - это надо только, чтобы нечем было латать совсем, тогда только они увидят, что есть новая, симпатичная и подходящая по размеру  юбка, из которой нельзя вырезать лоскуты..