Самодельщики в авиации

Самолёты строили в основном на двигателях от тяжёлого мотоцикла. Когда автора такого биплана спросили, как он сумел получить разрешение на эксплуатацию, он ответил:
— Никакого разрешения нет. И запрещать — тоже некому: в своём леспромхозе летаю, куда хочу. Да ещё и свою шестилетнюю дочь с собой часто беру!..
И вся такая деятельность происходила вопреки желанию государства, при его активном неприятии любой несанкционированной деятельности, потому что, того и гляди, потянут запчасти с заводов, перелетят границу, залетят в зону, за-крытую военными, а то и наделают оружия, станут печатать деньги… Действи-тельно, всё это делалось, и делалось гениально просто, дёшево, потому что жажду творчества ничем не остановить. Зачем же останавливать? Наоборот, надо создавать условия и направлять в русло, полезное обществу.
Внезапно Соловьёв погиб при катастрофе самодельного самолёта, и больше ни одной передачи «Это вы можете» в эфир не вышло: всё, оказывается, дер-жалось на одном-единственном энтузиасте!..
Позже, в 1985 году, под Киевом, на лётном поле аэроклуба «Чайка», с 1 по 5 сентября состоялся смотр сверхлёгких летательных аппаратов «СЛА-85».
Это был действительно в буквальном смысле слёт, потому что один само-дельщик прилетел своим ходом из Симферополя.
— Как же тебя радары не засекли?
— А я летел по коридору: ниже порога их видимости, и выше высоковольтных линий.
На заре авиации много занимались разработкой автожиров. Автожир — это летательный аппарат, промежуточный между вертолётом и самолётом. Толкающий винт разгоняет автожир на колёсах по взлётной полосе. При этом большой винт, расположенный сверху, и похожий на вертолётный, не имеет своего двигателя, а пассивно раскручивается набегающим потоком воздуха, и при наборе определённой
скорости вращения создаёт подъёмную силу — и автожир взлетает. Для создания одноместного автожира достаточно иметь лишь мотоциклетный двигатель. Тяжёлые автожиры по этой же схеме не получались, и поэтому о них вообще забыли. Но для одноместных СЛА эта схема подходит как нельзя лучше и по экономичности, и по безопасности: ведь возможна безопасная посадка с заглохшим двигателем в режиме
авторотации. На этом слёте было несколько автожиров. У одного из них была приделана отражающая плоскость величиной со снегоуборочную дворницкую лопату для направления отработанной струи воздуха от толкающего пропеллера вверх, на несущий винт, создавая дополнительную подъёмную силу. При этом скорость разбега для отрыва от земли уменьшается. Этим новшеством мигом заинтересовались инженеры из авиационного института, почти силой завлекли автора к себе — всё измерить, продуть в аэродинамической трубе, снять показания, подремонтировать и
приготовить аппарат к обратному пути. Оказывается, профессионалы не дремлют… Так же не дремлют и профессионалы-оружейники. Они следят за всем, что изобрели огнестрельного портативного и легко разборного оружия в криминальном мире, и хранящегося теперь на стендах закрытых музеев для служебного пользования. А уж там есть на что посмотреть профессионалу!..

TEXT.RU - 100.00%

Комментариев нет