Медитация: особая форма психической работы

Медитация — это форма психической работы, когда человек сосредотачивается на какой-то одной мысли, проблеме, объекте с целью погружения себя в состояние легкого гипноза или транса. Считается, что это дает новый опыт самопознания и небывалые физические и психические возможности. Характерным примером является многочасовое пребывание йогов в позе лотоса. Однако медитация включает в себя не только сосредоточение на кончике носа или неподвижное бдение под смоковницей, как это делал в далекой древности сам Будда, но и различного рода физические упражнения. Иными словами, медитация осуществляется не только в покое, но и в движении, как передает Интернет-издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет


Это самый известный и сегодня модный стиль китайского ушу, которым занимаются также европейцы. Его истоки — в философии древнего китайского философа Лао-цзы, согласно которому жизнь — это беспрерывное движение, а поэтому для того, чтобы она была у человека здоровой и гармоничной, требуется действовать в согласии с этим потоком, а не идти вопреки ему.

Основным в идее тайцзи является представление постоянно возобновляемой психической энергии, или ци, в человеке, идущей из космоса. Движения человека, применяющего тайцзицюань, плавные и вместе с тем динамичные. Они определяются энергией ци и не причиняют усталости даже после многочасовых тренировок.

Напротив, человек после этих занятий испытывает прилив бодрости. Тайцзицюань, благодаря гармоничному распределению потоков ци в теле человека, позволяет избавиться от разного рода хронических заболеваний, порожденных застоем психической энергии. Сегодня в каждом областном центре России имеются оздоровительные группы, занимающиеся этой знаменитой медитативной практикой.

ПРЕСЛОВУТЫЙ «ИНДЕЙСКИЙ БЕГ»

Так называется психотренинговая система для экономного расходования собственных сил и вместе с тем являющаяся способом набора космической энергии во время пешего преодоления больших расстояний. Варианты медитативного бега есть не только у индейцев Нового Света, но и как духовная практика у тибетских монахов. Его изюминка заключается в том, что такой бегун, в отличие от марафонцев, полностью отключается от внутренних ощущений, сосредотачивая свое внимание на элементах окружающей среды и, более того, получая от них энергию. Примечателен опыт бегунов на сверхдлинные дистанции, соревнующихся с людьми, практикующими медитативный бег. Несмотря на то что спортсмены во время бега и перед ним подкреплялись высококалорийными продуктами, а сторонники индейского бега основывались только на умеренной молочно-растительной диете, первые потеряли на финише несколько килограммов собственной массы, тогда как адепты медитативного бега — примерно столько же килограммов приобрели. Иными словами, в процессе медитативного бега осуществляется не только аккумуляция энергии космоса, но и ее трансмутация с превращением в энергию физическую, а также материализация, заключающаяся в синтезе необходимых человеку веществ, казалось бы, «из ничего»…

Бег как феномен духовной культуры аборигенов Американского континента изучен и подробно описан в изданной в США книге «Индейский бег» профессором антропологии Петром Набоковым. В нашей стране вариант медитативного бега используется в группах энтузиастов под руководством Я. И. Колтунова.

Элементы медитативного бега известны и в европейской культуре под названием феномена «второго дыхания». Его особенность заключается в следующем: у многих спортсменов через некоторое время после начала бега появляется дискомфорт: боль в ногах, одышка, сердцебиение. Продолжительность этой фазы — около 10 минут, после чего, если человек продолжает бежать, дискомфорт неожиданно проходит. В спорте этот момент называют «мертвой точкой». Считается, что с этого времени организм переходит на анаэробное (бескислородное) дыхание. Это еще не совсем медитативный бег, а только подходы к нему, поскольку спортсмен все равно пользуется своими внутренними ресурсами энергии и находится в ясном сознании, тогда как при индейском беге человек входит в легкий транс и получает энергию от внешней среды.

КРУТЯЩИЕСЯ ДЕРВИШИ

Это старинный обычай, практикуемый среди сторонников мистической ветви мусульманства — суфиев или дервишей. Не вдаваясь в подробности внутренней жизни этого религиозного ордена, укажем, что одним из обрядовых приемов дервишей является особая техника кружения, применяемая для достижения ими мистического экстаза (транса). Обычно такая практика применяется прилюдно, привлекая множество зевак. После непрерывного вращения вокруг собственной оси под аккомпанемент барабанов и духовых инструментов через некоторое время танцор погружается в медитативное состояние, при котором теряется чувство реальности. Для скорейшего достижения транса дервиши используют расфокусированное зрение, когда они стараются не сосредотачивать взгляда на каком-либо внешнем объекте. Этому способствует и само кружение, которое не дает возможности фиксировать взгляд. Один оборот вокруг собственной оси осуществляется с помощью двух отталкиваний ногами. Свои руки танцор сначала складывает на груди, а набрав обороты, поднимает их вверх и разводит в стороны. При этом правая ладонь традиционно направляется вверх (символическая связь с небом), тогда как левая повернута открытой ладонью вниз (связь с землей). Веки танцора слегка смежены, или же его взор направлен вверх.

Обучение суфийскому вращению осуществляется за несколько месяцев, причем в группы этого танца принимают лиц любого пола и возраста. Однако имеется и отбор. В первую очередь опытным путем исключаются все лица с нестабильностью вестибулярного аппарата, у которых вращение вызывает рвоту или обморок. Собственно сами сеансы вращения, как у новичка, так и у опытного адепта сочетаются с обычной религиозной практикой, а поэтому в ряды танцующих дервишей принимаются люди, имеющие соответствующую религиозную принадлежность…

ШАМАНСКИЙ ТАНЕЦ

Это еще один эффективный способ разрядки и притом методика вхождения в измененное состояние сознания, пребывая в котором дух шамана путешествует в запредельных пространствах, получая оттуда нужную информацию о земных проблемах самого разного вида. Это может быть трудность исцеления больного, восстановление гармонии внутри племени, предсказания и пророчества. С целью вхождения в транс шаманы используют ритмичные удары в бубен и длительное монотонное кружение. Примечательно, что, будучи далеко не в юном возрасте, шаман во время камлания с легкостью совершает умопомрачительные прыжки и вращения в течение длительного времени, не чувствуя усталости. Напротив, он испытывает прилив бодрости и хорошее настроение, что связано, как и в предыдущих случаях, с насыщением космической энергией.

АМЕРИКАНСКИЕ ТРЯСУНЫ

Шейкеры (буквально — «трясуны») — религиозная секта в США, вышедшая из протестантства, особенностью которой являются специфические телодвижения, крики и пляски. Расцвет существования этой секты приходится на середину XVIII — начало XIX века, когда число ее сторонников было особенно многочисленным. Сотрясения шейкеров осуществляются не в одиночестве, а в сплоченном коллективе, каждый член которого одержим идеей получения мистического опыта. Они собирались вместе в каком-нибудь подходящем помещении и постепенно, под влиянием монотонного пения, религиозных гимнов и псалмов входили в помраченное состояние сознания, мотивированное каким-либо из членов секты с истерическими чертами. В результате все члены группы в подражание ему начинали трястись и кружиться, пока в изнеможении не падали на пол… В условиях однообразного образа жизни и сидячей профессии, которым были подвержены многие клерки и буржуа того времени, это давало физическую и психологическую разрядку, во время которой сектанты выплескивали наружу все накопившиеся эмоции, реализовав себя таким образом.

ТЕНСЕГРИТИ — МАГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИНДЕЙЦЕВ

Тенсегрити (англ. Tension — напряжение, растяжение + integrity — целостность) — современная версия магических пассов, открытых шаманами древней Мексики. Движения, совершаемые здесь, направлены на периодическое напряжение и расслабление мышц и суставов тела, что роднит это направление с тайцзицюань. Однако сам стиль упражнений не имеет ничего общего с китайской медитативной практикой, поскольку возник он совсем в другой культуре и в других социальных условиях. Термин был заимствован К. Кастанедой у архитектора, инженера, ученого и ясновидящего Р. Бакминстера Фуллера, создавшего купол павильона США на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году. Сам же Кастанеда обучился этой форме магии у шамана индейского племени дона Хуана Матуса.

Первоначально магические упражнения древних индейцев осуществлялись только посвященными учениками дона Хуана в условиях строжайшей тайны. Однако потом адепты учения (и сам дон Хуан) пришли к единодушному мнению, что любая секретность вокруг магических пассов совершенно противоречит их интересу сделать методику доступной остальному миру. Таким образом, в течение нескольких лет Карлос Кастанеда и сотоварищи отбирали самые эффективные из магических упражнений, которым их обучали индейские маги. Со временем все извлеченное и изученное ими было систематизировано в виде самостоятельной психотехники, отличающейся от других подобных практик, и с 1993 года ученики пресловутого дона Хуана начали преподавать тенсегрити жителям Нового Света


Инф. ukrday.com

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *